четверг, 17 апреля 2014 г.

Коростелёва Татьяна Петровна, учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №18 
имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова"


Эссе "Мои первые шаги в модели 1:1"


Дело случая.

В жизни не бывает «если бы». Все случайности не случайны. Если стечение обстоятельств приводит нас к событию, которого мы совершенно не ждали – это не говорит о чуде, удаче или же провале. Это значит, что так и было запланировано с самого начала пути…

В декабре 2013 года мне выпал случай попасть на тренинг Марины Александровны Ливенец  «Образовательная среда 1 компьютер: 1ученик». Это и было началом нелёгкого, но интересного пути работы по «Модели 1:1».

В работе с информационно—коммуникативными технологиями в начальной школе я не новичок и имею небольшой опыт, но жажда открытий, всего нового, непознанного и интересного влекла меня вперёд.

«Модель 1:1» - 33 компьютера (в поставке нашей школы 32 детских нетбука и учительский ноутбук) в одном классе, подключённые к беспроводной сети, мне, как системному администратору и учителю начальных классов, была вдвойне интересно.

Что представляет собой образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер»? Модель электронного обучения "1 ученик : 1 компьютер" ("модель 1:1", eLearning 1:1) - это ситуация обучения, в котором основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер (в начальной школе может использоваться ультрамобильный ноутбук), связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и имеющий выход в Интернет – обучение «всегда и везде». Мы имеем в своём распоряжении модель классного комплекта, когда учащиеся имеют возможность заниматься с нетбуками только в школе.

Детский компьютер или Intel Classmate PC – это легкий (вес – до 1,7 кг), но в тоже время производительный компьютер.  Он незначительного размера, у него детский дизайн, ударопрочный, устойчивый, имеет защитный чехол и ручку, что удобно при переносе ноутбука. Оборудован поворотным экраном, что превращает его в планшет. Имеется стилус и тачпад, что позволяют работать в режиме ввода текста. Нетбук оснащен поворотной видеокамерой, микрофоном и адаптером беспроводной сети, что позволяет использовать все преимущества подключения к сети интернет.

В условиях современного информационного общества от человека требуется умение работать с большим потоком информации. Поэтому, очень важным на сегодняшний день является обучение детей умению использовать существующие системы и средства информационного общества, то есть использовать информационные технологии, для освоения умений и качеств XXI века. Перед школой стоит задача развития ученика как активной личности, раскрытия его индивидуальных возможностей. ФГОС нового поколения требует деятельностного подхода в обучении, формированию универсальных учебных действий (УУД), что меняет и технологии обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.  В отличие от большинства других технических устройств, потенциал «Модели 1:1» в полной мере проявляется в качестве связующего элемента между всеми устройствами, продуктами и сервисами, совокупность которых образует мобильную образовательную среду — качественно новую ситуацию обучения, направленную на самостоятельную, творческую и активную деятельность школьника.

Работа по освоению «Модели 1:1» и по выбранной теме эксперимента строилась на основе литературы, публикаций в интернете, участия в терингах, общения с коллегами и применения своего опыта работы использования информационно-коммуникативных технологий в новых условиях.

Началась работа с внеурочной деятельности. В своём классе я веду кружок по информатике «Мышь и Ко». В первом полугодии мы работали по УМК Тур С.Н. и Бокучава Т.П. "Первые шаги в мир информатики"Со второго полугодия, когда мы стали осваивать «Модель1:1», в программе работы кружка были внесены необходимые изменения.  Дополнительно к времени работы на уроке с нетбуками, один час кружка в неделю позволил мне и детям быстро достичь первых положительных результатов – дети уверенно и сознанием дела запускали Windows 8, и прикладные программы. Дополнительно к основным правилам техники безопасности при работе с компьютером вывели правила работы непосредственно для работы с нетбуком.

Включение элементов модели в урок и работа во внеурочной деятельности велись параллельно, что позволяло использовать знания и приёмы работы с оборудованием, полученные во внеурочной деятельности, применить с успехом на уроке. Дети чувствовали себя уверенно и были сосредоточены не на работе самого компьютера, как нового устройства, а на задании урока. Так же использование «Модели 1:1» и на уроке, и во внеурочной деятельности позволило охватить больший объём знаний и умений в освоении ПО нетбука, что в свою очередь позволяет на уроке не вдаваться в техническую сторону работы (запуска той или иной программы, использования сочетаний кнопок клавиатуры, работы с тачпадом).  Дети с большим интересом и энтузиазмом включились в новую деятельность, им доставляла огромное удовольствие совместная работа. Результатом этой деятельности стал проект-вернисаж «Без друзей меня чуть-чуть»

На уроках ведётся работа по освоению программы ClassroomManedgment. Хочется отметить удобство многих опций программы, таких как мгновенная рассылка и сбор файлов (работ учащихся), которая при правильной настройке системы, сохраняет работы каждого ученика в отдельных папках на компьютере учителя. Создание тестов в программе Classroom Manedgment занимает особое место – большой выбор вариантов теста, быстрое его создание, одновременный запуск на компьютерах учащихся и проверка нажатием одной кнопки, позволяет учителю экономить время при подготовке к уроку, на уроке, организовать контроль знаний учащихся и коррекционную работу. Результат работы с моделью на уроке – открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний по теме «Глагол».

Благодаря «Модели 1: 1» обучение становится личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии — доступными в любое время. Новый вид применения технологий открывает совершенно новые возможности для обучения, позволяя достичь более глубокого понимания и изучения материала, поскольку доступ к точным и детальным данным по теме становится почти мгновенным.

В «Модели 1:1»  я должна быть готова постоянно учиться — самостоятельно, у коллег, у учеников, работать в ситуации повсеместного обучения. Мне как учителю нужно научиться создавать учебные ситуации как внутри, так и за пределами своего класса, ориентироваться в информационных потоках и владеть современными образовательными технологиями, уметь организовать сетевую проектную деятельность учащихся,  уметь использовать современные, прежде всего формирующие методы оценивания и организовать работу учащихся по созданию цифрового веб-фолио — размещенной в сети коллекции учебных достижений, индивидуальных и коллективных творческих работ, отзывов о личности, способностях и достижениях учащегося, уметь организовать вокруг процесса внедрения «Модели 1: 1» сообщество действия, состоящее из учащихся, учителей, родителей, специалистов в разных областях.

Помимо работы на уроках и во внеурочной деятельности в школе, мы работаем и вне её стен. У нашего класса есть своё место в сети  - место, которое объединяет не только учащихся и учителя, но и родителей, и друзей, в котором мы делимся своими делами, достижениями,  мыслями, чувствами – это блог нашего класса. А толчок всему, импульс движению дала «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе.


Ещё ничто не закончено, впереди ещё длинный и тернистый путь проб и ошибок, но шагать мы уже будем уверенно, потому что идём в правильном направлении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий